Страница логопеда
-
Сторителлинг - как средство развития речи
Рассказать сказку со знакомым сюжетом задача не из самых сложных, а вот придумать свою историю – совсем другое дело. Именно за него взялись ребята на логопедическом занятии в отделении социальной реабилитации. Специалист Светлана Николаевна Погорелова для развития речи воспитанников применяет интерактивный метод – сторителлинг.
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей или ассоциаций.
Вариантов применения данной техники множество. Можно использовать карточки с предметными и сюжетными картинками, «кубик историй» и т.д. Светлана Николаевна предложила ребятам самим изобразить героев увлекательного рассказа.
Педагог уверена, что преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми бесспорны, так как:
- повышают интерес к заданию;
- расширяют запас знаний об окружающем мире;
- способствуют развитию всех речевых компонентов;
- совершенствуют высшие психические функции;
- развивают коммуникативные навыки детей.
-
В Ипатовском центре «Причал» игры-шнуровки помогают логопеду развивать речь воспитанников
Логопед отделения социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Ирина Васильевна Шевченко успешно применяет игры-шнуровки в качестве эффективного средства развития мелкой моторики у воспитанников.
Игры-шнуровки доказали свою эффективность как инструмент, напрямую влияющий на развитие речи. Включение данного вида деятельности в логопедические занятия является важным компонентом коррекционного процесса, позволяющим комплексно подходить к решению речевых проблем у детей.
Ирина Васильевна использует широкий спектр шнуровок, адаптированных к возрасту и индивидуальным потребностям каждого ребенка. В арсенале специалиста представлены:
- Классические шнуровки: способствуют развитию координации движений и усидчивости.
- Шнуровки-бусы: развивают мелкую моторику и творческое мышление.
- Шнуровки-картинки: помогают в изучении предметов, цветов и форм, одновременно развивая навыки шнуровки.
Ключевым элементом занятий является активное речевое сопровождение каждого действия ребенка. Ирина Васильевна побуждает детей проговаривать названия цветов, форм, предметов, а также описывать выполняемые действия, тем самым обогащая словарный запас и развивая связную речь.
"Игры-шнуровки – это ценный инструмент в работе логопеда, позволяющий эффективно сочетать развитие мелкой моторики и речевой активности," – подчеркивает Ирина Васильевна Шевченко. "Это создает прочную базу для дальнейшего обучения и успешной социальной адаптации детей."
Использование игр-шнуровок в "Ипатовском СРЦН "Причал" демонстрирует инновационный подход к логопедической работе и нацеленность на комплексное развитие воспитанников.
-
Развитие графо-моторных навыков у младших школьников
Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Существенной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.
Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» индивидуальные логопедические коррекционно-развивающие занятия с младшими школьниками направлены на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение графо-моторным навыкам.
Графо-моторный навык – это то, как ловко и уверенно ребёнок управляет своей рукой во время письма, рисования и выполнения других точных движений. От того, насколько правильно он сформирован, зависит красота и разборчивость почерка, а значит, и успеваемость ребёнка. Хорошо развитые графо-моторные навыки позволяют писать буквы чётко, быстро и без лишних усилий.
Если же у ребёнка возникают трудности с письмом, буквы получаются неровными, а сам процесс требует большого напряжения – это сигнал, чтобы обратить внимание на развитие графо-моторных навыков. Ведь от этого зависит не только успеваемость, но и уверенность ребёнка в себе.
-
Логопедическая работа с первоклассниками
Важным направлением работы логопеда отделения социальной реабилитации ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» с воспитанниками 7-8 лет является профилактика нарушений письменной речи. Этап закрепления гласных букв и правил их написания, различение гласных первого и второго ряда, усвоение согласных букв, упражнения на различение оппозиционных групп звуков в произношении и на слух, смягчение согласного посредством гласного второго ряда и мягкого знака, отработка понятия «звук» - «буква» и т.д., является первоосновой всего дальнейшего курса. Также на занятиях первоклассники учатся:
- правильно произносить и различать звуки;
- свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
- развивать лексический запас и грамматический строй речи;
- грамматически правильно и связно строить свои высказывания;
- активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
- понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
- использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам;
Кроме того, важную роль в логопедических занятиях с первоклассниками занимает формирование полноценных учебных умений и навыков, а также совершенствование психологических предпосылок к успешному обучению.
-
Секреты сонорных звуков
В завершении осенней сессии контроля в отделении социальной реабилитации ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» специалистом Погореловой С.Н. было дано открытое индивидуальное логопедическое занятие, целью которого являлась автоматизация (закрепление) звуков [л´], [р] в слогах и словах.
Занятие прошло в игровой форме, каждый этап имел наглядную основу (артикуляционный кубик, предметные картинки и т.д.). Использовались как речевые («Доскажи словечко», «Эхо», «Подарок для Ромы»), так и дидактические игры («Кого не стало?», «Скажи какой?»). В качестве динамической паузы применена пальчиковая гимнастика. Положительный эмоциональный настрой поддерживался присутствием необычного гостя – Львёнка. Словесные, наглядные и игровые приёмы стимулировали познавательно-речевую активность ребёнка.
-
Особенности работы логопеда с детьми с РАС
Полное отсутствие речи или её нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с логопедом.
Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребёнку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной её невозможности без длительной коррекционной работы.
В логопедической работе с аутичными детьми можно выделить несколько этапов.
Предварительный этап-контакт — адаптация ребёнка к новым условиям. Установление эмоционального контакта. Создание положительного эмоционального настроя.
За ним следует этап формирования первичных учебных навыков. Данный этап реабилитации представлен специалистом ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погореловой С.Н. Именно сейчас ставятся и реализуются задачи по формированию предпосылок речевого развития, развитие речевого подражания: звукоподражание, ротового внимания, навыка подражания, понимания речи, речевого дыхания, активизация артикуляционного аппарата, произвольного звукоизвлечения, мышления (связь причины и следствия), инициативы и интереса к общению.
Впереди очень сложная коллективная работа нацеленная на положительный результат.