Страница логопеда
-
Короткая уздечка языка
Короткая уздечка языка у ребёнка – это врождённая аномалия Укороченная подъязычная связка, препятствующая полному объёму движений языка в ротовой полости. Она нарушает функцию сосания, мешает формированию правильного звукопроизношения, способствует смещению зубного ряда, формированию неправильного прикуса и т.д.
Короткая уздечка языка выявляется при визуальном осмотре полости рта. Такая патология требует специальных медицинских назначений. Для лечения применяется хирургический метод или методика растяжки уздечки. Споры по данному вопросу актуальны на протяжении многих лет.
Практикующие логопеды предлагают не спешить подрезать уздечку (если она слегка укорочена), она очень эластичная и может растянуться при выполнении специального комплекса артикуляционных упражнений. Выполнять их нужно, как можно чаще, до 10 раз в день.
- «Лошадка». При открытом рте, присасывать язык к нёбу, щёлкая, как цокающая лошадка.
- «Вкусное варенье». Поставить на верхнюю губу капельку варенья (сгущенки), облизать широким языком сверху вниз.
- «Грибок». Широко открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом (стоматологом-хирургом).
-
Детский билингвизм. Актуальная проблема в логопедии
Билингвизм (в переводе с латинского языка: “bi” – “два”, “lingua” – “язык”) – это способность владения двумя языками, причём степень владения тем или иным языком может быть различной.
Морфологические и синтаксические особенности речи двуязычных детей обусловлены расхождениями между строем русского языка и системой родного языка, в связи с чем возникает неправильное согласование различных частей речи (например: «мой сестра, она сказал, красивый кукла»), неверное употребление видовременных форм глагола.
Обычно у них нарушены все аспекты речи: звукопроизношение, грамматический строй речи, связная речь, отмечается бедность словарного запаса, то есть все нарушения речи, которые имеют русскоязычные дети с логопедическим заключением – ОНР (общее недоразвитие речи).
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал», специалистом Погореловой С.Н., детям-билингвам разрабатывается индивидуальный маршрут логопедической коррекционно-развивающей помощи. Доминантой которого являются категории рода, одушевленности и неодушевленности, падежной системы. Увлекательные занятия, дидактика погружают ребёнка в интересное путешествие, обогащают его словарь, способствуют общему и речевому развитию.
-
Нескучные игры с аэрболом
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Речевое дыхание — основа звучащей речи. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. И звуки речи образуются именно при выдохе воздуха. Поэтому выдох имеет ключевое значение для постановки речевого дыхания и голоса. Конечной целью тренировки речевого дыхания является тренировка длинного выдоха, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» учитель-логопед Шевченко И.В. в своей работе использует аэробол, который предназначен для развития речевого дыхания у детей. Приспособление помогает бороться с речевыми нарушениями, улучшает дикцию и тренирует лёгкие.
Регулярные тренировки позволяют сделать уверенное речевое дыхание одновременно организованным и бессознательным. Также данный материал развивает гармонический слух.
-
«Занимательная логопедия»
Некоторые родители недооценивают важность дошкольного детства в подготовке ребёнка к школе, считая, что всему, что необходимо, научат в первом классе. А ведь именно в этот период закладывается фундамент для отличной учёбы ребят, формируется мотивация к обучению, желание приобретать и использовать новые знания и умения. Если необходимые для обучения навыки не сформированы, то ребёнок, скорее всего, будет ощущать трудности в усвоении программы первого класса, у него возникнет негативное представление о школе, нежелание её посещать. Чтобы избежать таких отрицательных последствий очень важно, в возрасте от 4 до 7 лет, в игровой форме, используя разные приёмы, задания, соревнования и упражнения готовить ребёнка к школе.
В ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» логопедом Погореловой С.Н. разработана и начала свою апробацию коррекционно-реабилитационная программа «Занимательная логопедия».
Основными задачами коррекционного обучения являются:
- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов);
- развитие произвольной моторики пальцев рук;
- подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- развитие связной речи.
-
Игры - помощники логопеда
В арсенале практикующего логопеда множество дидактических игр и пособий, помогающих ему в достижении поставленных коррекционных задач. Выбор игр зависит от разных факторов: возрастных и индивидуальных особенностей, периода работы по развитию мышц артикуляционного аппарата, работы над дикцией или коррекцией письменной речи и др.
Специалист ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» Погорелова С.Н. предложила вниманию коллег игры, используемые ею на логопедических занятиях. Особое внимание было уделено дидактике, сделанной своими руками.
Обмен опытом, наработками очень важный и неотъемлемый процесс в педагогике, позволяющий повысить уровень профессионального мастерства.
В заключении мероприятия была проведена апробация игры «Фигурное катание». Данная игра позволяет автоматизировать навык звукового анализа, закрепить графический образ букв, развивает мелкую моторику.
-
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например: для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Рекомендации учителя-логопеда
Шевченко Ирины Васильевны