«От сердца к сердцу»: как наставничество меняет жизни детей в социальных учреждениях Ставрополья

В социальных учреждениях Ставропольского края успешно развивается практика наставничества — индивидуального сопровождения детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детьми-инвалидами или просто нуждающихся в поддержке значимого взрослого.
Формы наставничества разнообразны и адаптированы под нужды каждого ребенка:
-
«Дети — детям» («Орлёнок»): Подростки становятся наставниками для малышей, организуя для них праздники и творческие занятия, что развивает ответственность и эмпатию у обеих сторон.
-
Педагог-наставник («Гавань», Ставропольский центр помощи семье и детям): Специалисты (соцпедагоги, психологи) целенаправленно работают с подростками из группы риска, помогая преодолеть трудности, найти цели и сформировать здоровые жизненные ценности.
-
Волонтеры-наставники (Светлоградский СРЦ): Студенты колледжа вовлекают воспитанников в патриотические проекты, экскурсии и встречи с ветеранами, формируя активную гражданскую позицию.
-
Социальные наставники («Росинка», «Гармония»): Воспитатели и педагоги сопровождают детей, оказавшихся в приютах, помогая им наладить отношения в семье, успешно учиться и социализироваться.
-
Профориентационные наставники (Изобильненский ЦСОН): Встречи с профессионалами, как в случае с библиотекарем Анной Бугаевой, помогают детям с ОВЗ обрести мечту, уверенность в себе и видеть свое будущее.
В современной реабилитационной работе все более востребованы инновационные методы, формирующие у воспитанников ценности и активную гражданскую позицию. Одним из самых эффективных инструментов для этого стало наставничество.
В «Ипатовский СРЦН «Причал» эта система успешно работает с 2020 года. Ее цель — помочь подросткам, помещенным в отделение социальной реабилитации, сформировать законопослушное поведение, преодолеть негативные установки и развить морально-нравственные качества.
Результаты говорят сами за себя: улучшение эмоционального состояния детей, снижение правонарушений, успешное возвращение в семьи, постановка жизненных целей и даже выбор профессии. Как отмечает социальный педагог Александра Саверская, для многих детей наставник становится тем самым «значимым взрослым», чья поддержка помогает обрести уверенность и найти свой путь.
Вывод: Наставничество в Ставропольском крае — это не разовая акция, а системная, продуманная работа, основанная на принципах уважения, доверия и индивидуального подхода. Это инвестиция в будущее детей, которая уже сегодня приносит реальные, измеримые плоды.

